Хакатон "Игры разумов" и Матч Кентавров Го
Хакатон “Игры разумов” реализован совместно с Ассоциацией участников технологических кружков Национальной технологической инициативы и нацелен на популяризацию высоких технологий и игры Го среди молодежи. Результатом проекта стало создание пилотной образовательной среды, с помощью которой можно готовить спортсменов и обучать новичков играть в Го. Хакатон проходил в рамках проекта Всемирного фестиваля Го Genius Extreme, который выиграл грант президента Российской Федерации.
В ходе хакатона участники разрабатывали интерфейс, позволяющий игроку в Го взаимодействовать с ИИ, так чтобы повысить эффективность игрока и вероятность его победы с максимумом набранных очков против другого игрока. Одна из важнейших задач исследований и разработок в сфере искусственного интеллекта – определение роли человека в системах с ИИ. Может ли пара «человек+ИИ» («кентавр») быть эффективнее в решении конкретных задач, чем «слабый» искусственный интеллект, предназначенный для решения этих задач? На каких типах задач это возможно? Как должно быть устроено совместное обучение человека и ИИ?
В рамках хакатона мы предлагали участникам использовать игру Го в качестве игровой модели взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Го помогло добиться прогресса в развитии технологии искусственного интеллекта, что ознаменовалось победой AlphaGo над сильнейшими мастерами мира. Хакатон проходил в Москве на майские праздники. В нем приняло участие более 200 школьников и студентов со всей страны.
Десять Лучших кентавров были представлены на фестивале Го Genius Extreme во Владивостоке на площадке 41-го чемпионата мира по Го 7-8 июня 2021 года. В матче кентавров приняли участие сильнейшие игроки Европы и мира, а также руководители крупных российских компаний.
Матч Кентавров Го во Владивостоке
Дмитрий Земцов, проректор по развитию ДВФУ, лидер рабочей группы Кружкового движения Национальной технологической инициативы так рассказал о своих впечатлениях о Матче Кентавров во Владивостоке:
“Цифровой кентавр (пара «человек+ИИ») выиграл в Го у искусственного интеллекта, пишут газеты. Для тех, кто знает историю игр программы AlphaGo против чемпиона мира Ли Седоля, этот заголовок должен звучать сенсационно. Он, разумеется, содержит в себе преувеличение, но событие действительно произошло примечательное. Итак, что было на самом деле.
Уже полтора года команда кружкового движения НТИ занимается темой «кентавров» – совместным обучением человека и искусственного интеллекта. Предельный вопрос этой темы звучит так: может ли пара «человек+ИИ» быть сильнее «ИИ» на частной задаче. Кроме того, в рамках Большой перемены Александр Горбань (директор Центра искусственного интеллекта Университета Лестера, Великобритания) прочитал лекцию о цифровых кентаврах.
Примерно полтора года назад нам пришла в голову идея провести на полях готовящегося Чемпионата Мира по Го матч кентавров, подготовленных к этой игре. Проверить на одной из частных задач гипотезу о том, что человеческий интеллект в составе цифрового кентавра не будет обузой. Сможет добавить что-то к машинной логике: интуицию, стратегическое чутье, фоновые знания, может быть. В течении года мы готовились: провели хакатоны рамках проекта #ПрактикиБудущего, отобрали лучшие команды кружкового движения, которые в итоге приехали в #ДВФУ. Руководил разработкой ПО Владимир Новоселов, консультировал по игре Го гроссмейстер Олег Межов. Уже на чемпионате мы решили кроме запланированного турнира кентавров провести еще и матч «кентавр vs ИИ», замахнуться на поиск предельного ответа.
На стороне ИИ в игре участвовала Leela Zero – программа на открытом коде, разработанная на основе открытой информации об Alpha Go. На стандартной доске 19*19 программа практически не оставляет шансов на победу человеку. В нашем случае игра велась на доске 13*13. На такой доске программа тоже играет на недостижимом для любителя уровне, и представляет очень серьезного противника для профессионалов. Сверхчеловеческого уровня игры, впрочем, она не достигает, что делает эксперимент не вполне чистым.
На другой стороне играл кентавр, составленный из Александра Динерштейна (один из сильнейших игроков России, 7 дан EGF, 3 профессиональный дан) и компьютерного интерфейса подсказок, разработанного на основе той же Leela Zero командой кружкового движения НТИ под названием «Черное и белое», состоящей из студентов первого курса Бауманки (Диана Айгистова, Егор Гарин, Милана Кондакова, Андрей Поцелуев). Программа могла подсказать человеку наиболее удачные для игры зоны; выбрать лучший из нескольких ходов; определить, у какой стороны лучшие шансы на победу в заданный момент. Каждая подсказка стоила баллов. То есть, строго говоря, игра велась в формате “Leela Zero против Leela Zero + человек”.
В матче победу одержал кентавр со счетом 5,5, причем человек использовал подсказок в сумме на 4 балла. То есть в итоге на стороне кентавра оказался перевес в 1,5 балла. Александр использовал подсказки только одного типа: просил компьютер рассчитать шансы на победу в заданный момент. Это позволяло ему определить, какой стратегии придерживаться: более агрессивной, более оборонительной. В начале партии перевес был на стороне ИИ, но кентавр смог переломить ход игры и уже не отдал преимущество.
Мы имеем дело с одним очень маленьким шагом, даже еще не экспериментом, а просто наблюдением. Мы еще очень далеки от ответа на вопрос, можно ли включить человека в систему с ИИ, не понизив ее конкурентоспособность. Но я уверен, что ответ на этот вопрос человечеству найти необходимо; и надеюсь, что он положительный”.
Кроме этого матча было проведено еще около 70 матчей в турнире кентавров.