Вышла новая книга директора центра Михаила Емельянова “Думай, играй, побеждай! Стратегии Го для жизни и бизнеса”, раскрывающая секреты стратегической философии игры Го. Книга является учебником Го и стратегии и будет интересна широкому кругу читателей, от начинающих изучать игру Го до бизнесменов и руководителей. Электронную версию книги можно приобрести на платформе Литрес.
Выдержка из 6 главы:
Го моделирует заселение Земли и дележ территории. В школе нас учат делению как уменьшению. Однако делиться — это также и умножать. Мы делимся переживаниями, расшариваем новости, разделяем ответственность. Позитивный характер деления в формуле разделяй и властвуй не менее важен, чем известный всем негативный посыл. Игра Го учит делению во всем многообразии этого понятия. Высшая форма миропорядка с точки зрения стратегии Го выражается во взаимовыгодном дележе территории по принципу gain-gain, когда деление выгодно всем участникам, а не только одной группе игроков.
Социальная модель, построенная на идеях Го, поощряет победителя, но не наказывает проигравших. Все игроки получают на свой счет заработанные очки и сохраняют свою территорию. Идея нетотальной победы является основополагающим принципом философии Го. Нельзя всех съесть. Более того, это вредно и опасно, так как одноцветных миров не бывает. Ведь ты не знаешь, что придет на смену уничтоженному сопернику? Уничтожение не должно становиться стратегической целью. Представим жизнь в виде череды поединков, следующих один за другим. Если ты живешь только конкуренцией и борьбой в стиле игр на захват фигур, то даже выходя из каждого сражения победителем, ты все равно терпишь ущерб. Твои фигуры убывают от партии к партии. Играя в Го, ты с каждой новой игрой приобретаешь и богатеешь, выходя из поединка с новой территорией. Камни в Го бесконечны, ограничено лишь поле для игры.
Многообразие стратегий можно свести к двум типам: стратегия рейдера или хищника и стратегия строителя или пастуха. В игре Го первая называется хамэтэ и строится на обманных ходах и силовой борьбе за территорию. Вторая — это стратегия дзёсэки, основанная на безупречных решениях. Безупречность гарантирует невозможность для противника получить больше, чем получишь ты. Взаимодействие по дзёсэки дает равную эффективность твоего действия и ответов противника. Кто победит в противостоянии между рациональностью дзёсэки и натиском хамэтэ? Поединки с искусственным интеллектом однозначно показали превосходство безупречности над силовыми методами и хитрыми маневрами. Но людям свойственны ошибки. Безупречность остается редким качеством среди игроков. Выбор между азартной игрой хамэтэ и игрой наверняка на основе дзёсэки остается открытым.
Критерий безупречной стратегии с точки зрения Го можно сформулировать так. Каждое действие, каждый твой ход должны быть хороши как в малом, так и в большом. Учитывать интересы локальных групп и развивать позицию в целом, работать здесь и сейчас и на перспективу. Трудно ли находить такие решения-перекрестки? Трудно, однако пришло время начать их искать. Лучшие решения визуально красивы. Хорошие формы эстетичны. Узор камней на доске в глазах мастера — это не только цепочки действий, но и дизайн, в котором читается архитектура победы. Уродливое не может победить.
В Го мы видим, что децентрализация дает ощутимое преимущество над централизованными системами. Это удивительно созвучно современным реалиям. Мир социальных сетей бросает вызов традиционным моделям управления. Линейные иерархии отживают свое и постепенно исчезают. Новое поколение не боится хаоса и размытых зон ответственности. Но как управлять? Нам еще предстоит открыть законы управления роем, в котором иерархия носит текучий характер. Для управления роем нужны опциональные стратегии, которые проецируют возможности вместо диктата. В хорошей команде лидер тот, у кого мяч. Вопрос в том, как добиться такого уровня ответственности, чтобы каждый владеющий мячом играл безупречно и с полной отдачей?
Концепция вероятностного строя в живой природе выражается в форме роя. Поведение муравьев и пчел сегодня изучают не только зоологи, но и теоретики менеджмента. Полагаю, что в скором будущем весьма потенциальная концеция роевого управления скажет новое слово в стратегической науке.
Владение — это обременение. Оно начинается с владения самим собой. Господин отличается от раба тем, что он способен заглядывать за горизонт, в том числе горизонт своей жизни. Поэтому тот, кто стоит насмерть, защищая стены своего полиса от врага, обретает свободу. А тот, кто бежит со стен, становится рабом новых господ. Что значит заглянуть за горизонт? Стратег не может допустить, чтобы его планы разрушились из-за случайностей в будущем, в котором его уже нет. Он строит стратегию так, чтобы она не зависела от его личного участия. Случайности для дураков. Подобным образом в вероятностной логике и без генерального плана веками строились соборы в городах Европы. На какой горизонт планируют свою стратегию в современном Китае? Некоторые исследователи говорят о невероятном горизонте в тысячу лет. Если это так, то и нам, европейцам, пора браться за ум. Чем выше вертикаль в занимаемом стратегом перекрестке, тем больший горизонт он способен охватить.
Курс права в Гарвардском университете начинается с умозрительного эксперимента с вагонеткой. Студентам предлагается выбрать, кого раздавит вагонетка: одного рабочего или сразу пятерых. Следуя естественной логике утилитаризма, большинство выбирает пожертвовать одним рабочим. Затем лектор добавляет, что если один рабочий не погибнет, то у него родится гениальный ребенок, открытия которого изменят жизнь тысяч людей в будущем. Новые вводные вселяют неуверенность в студентов. Зал колеблется: давить или не давить? Китайские студенты предлагают раздавить тогда уж пятерых, ведь тысячи жизней стоят дороже пяти. Студенты-американцы спорят с китайцами — так можно передавить и тысячи живых людей в пользу сохранения миллионов в будущем, которого никто не может предсказать.
Читающий курс профессор Майкл Сэндел выяснил за годы опросов, что противным жирным мужиком готово пожертвовать большее число студентов, чем оказавшимся на пути вагонетки милым ребенком. Еще жарче дискуссия о том, кто получит бесплатное образование в колледже: талантливый белый юноша или пять обыкновенных черных парней из неблагополучного района Бруклина. На этом вопросе студенческая аудитория Гарварда взрывается.
Говорить на языке фактов, а не суждений о них сложно. Еще сложнее разбираться в ценностях, принципах и идеях. И этому сегодня не учат в школах. Вы не найдете уроков по стратегии. Ее формулам обучали Аристотель, Макиавелли и Сунь-цзы. Это опасное знание.
Игры человека против искусственного интеллекта в Го показали, насколько значима эмоциональная сторона при принятии решений. Единственная победа человека над машиной в безнадежной позиции была достигнута совершенно иррационально, благодаря намеренной ошибке Ли Седоля и вере в случай. В поединках с нейросетями самые титулованные мастера проигрывали по следующей причине: они стремились увеличивать размер выигрыша, в то время как программа максимизировала шансы на победу. В Го наибольшими шансами на победу обладают практически равные позиции.
Ключевой политический вопрос сегодня — дебаты между победителями и проигравшими. Дебаты о неравенстве и дебаты о степени превосходства победителей. Проигравшее меньшинство приносится в жертву интересам большинства. Это не только моральный выбор, но и выбор стратегический. Человек жаден. Он хочет забрать больше территории себе, так как он боится проиграть. Жадность — это страх смерти. Научившись выигрывать с zero money, мы побеждаем этот животный страх.
Чтобы увидеть что-то настоящее: вещь, идею или проблему, — нужно перестать смотреть на нее обычным взглядом. Требуется взглянуть на нее через другое умозрительное окно. Го является таким стратегическим окном, которое позволяет снять человеческую размерность восприятия. Это необходимо, чтобы научиться видеть.
На страницах книги мы учились смотреть атомарно на слитное, статично на подвижное. Нет ничего более динамичного, чем стратегия. А на доске Го она сосредоточена в неподвижных камнях, подобно вспышкам событий, расставленных на поле для игры. Сталкиваясь с Го, многие замечают нечеловеческий характер игры. В этом цель игрового движка — научить вас смотреть на мир глазами стратега. Стратег готов планировать на сто лет, за границы собственной жизни. Он любит выигрыш с zero money и не стремится забрать самый большой кусок. Его философия — это философия баланса gain-gain и незаметной победы.